Александр Алексеевич Жолобов: «Преподавание – это моя судьба»
Источник: bru.by
Кандидат технических наук, профессор, профессор кафедры «Технология машиностроения» Александр Алексеевич Жолобов посвятил Белорусско-Российскому университету более 50 лет. За годы профессиональной деятельности Александр Алексеевич написал около 400 научных работ, в том числе 45 изданий: 32 учебника и учебных пособия (многие из них изданы в Российской Федерации), 7 научных монографий, а также 6 книг об истории становления Белорусско-Российского университета. Под его руководством защищено 8 кандидатских диссертаций, Александр Алексеевич имеет более 40 авторских свидетельств и патентов на изобретения и полезные модели, является автором ряда перспективных проектов в системе образования республики и города. При участии Александра Алексеевича была создана уникальная в своем роде нормативно-правовая документация для создания университета с двойным подчинением: Министерству образования Республики Беларусь и Министерству науки и высшего образования Российской Федерации. За свои заслуги удостоен около тридцати наград и поощрений. Основными направлениями его научно-исследовательской деятельности являются прогнозирование и обеспечение качества технологических систем на этапах их проектирования и изготовления, а также инновационные технологии обучения в системе высшего, довузовского и послевузовского образования. В этом году профессор празднует 50-летний юбилей своей преподавательской деятельности.
Мы задали Александру Алексеевичу несколько вопросов о его профессиональной деятельности.
– С чего началась Ваша научная деятельность? Как вы попали в университет?
– На работу в Могилевский машиностроительный институт меня пригласил заведующий кафедрой «Технология машиностроения, металлорежущие станки и инструменты» Юрий Михайлович Иванов. Тогда я работал на Могилевском горпромкомбинате, он пришел на завод и увидел, как я точил достаточно сложные детали (на токарном станке выполнял шлифовальные работы). Он предложил мне поступить в институт, но к тому моменту я уже был студентом 3 курса вечерне-заочного отделения ММИ. Тогда он предложил мне работу. Так началась моя трудовая деятельность в институте. Моя первая должность – лаборант кафедры «Технология машиностроения, металлорежущие станки и инструменты». Потом кафедру преобразовали в две: кафедру «Металлорежущие станки и инструменты» и кафедру «Технология машиностроения». Профессор, научный руководитель моей дипломной работы Павел Сергеевич Чистосердов стал заведующим кафедрой «Металлорежущие станки и инструменты» и потянул меня за собой. Так я стал механиком кафедры. А потом, когда Юрий Михайлович уехал, Павел Сергеевич стал заведующим кафедрой «Технология машиностроения» и пригласил меня работать ассистентом.
– Какой период Вашей профессиональной деятельности был самым интересным?
– Начало 90-х годов. В этот период было многое сделано в вузе. В то время появился факультет повышения квалификации, который перерос в центр, а затем – в институт. ММИ стал первым вузом Могилева (тогда их было 3), в котором появился такой факультет. Мы создали технический лицей при ММИ (это нынешний 3 лицей), организовали факультет довузовской подготовки. В тоже время мы одними из первых в республике подготовили экспериментальные учебные планы с четырехлетним сроком обучения и присвоением квалификации бакалавра. Было несколько выпусков таких специалистов. Однако из-за невостребованности инженеров буксующей промышленностью, мы ввели дополнительный год и стали обучать инженеров-механиков-менеджеров, которые пользовались спросом. Затем в институте стали открываться экономические специальности. То есть началось преобразование вуза из машиностроительного в индустриальный. В то время я был проректором по учебной работе и непрерывному образованию. Все изменения в институте проходили под руководством ректора, профессора Виктора Ивановича Ходырева.
нужно по принципу «делай как я"
– За годы работы в университете Вы занимали должности декана, проректора и первого проректора. Что самое сложное в работе руководителя?
Самое сложное – создать авторитет. А авторитет создается следующим образом: требовать что-то от подчиненных нужно по принципу «делай как я». Если же работать по принципу «делай, как я скажу», то с этого ничего не получится. «Делай как я» в нашем научно-педагогическом мире организовать не так просто. Надо быть примером в подготовке кадров высшей квалификации, учебно-методической работе, научных исследованиях и т.д. Схватить все сразу сложно, к этому нужно долго идти. «Делай как я» – это, на мой взгляд, высшая квалификационная характеристика руководителя.
– Какая роль Вам ближе: руководителя или преподавателя?
– Это разные роли, но одна дополняет вторую. Не может быть хорошим руководителем тот, кто не является хорошим педагогом.
– На кого Вы равнялись в своей работе?
– У меня был учитель – это мой научный руководитель, профессор Павел Сергеевич Чистосердов. Именно он предложил мне стать преподавателем. Под его руководством я написал научно-исследовательскую дипломную работу, которая получила диплом первой степени по республике.
кто не является хорошим педагогом"
– Что для Вас преподавательская деятельность? Какими качествами должен обладать хороший педагог, по Вашему мнению?
– Преподавание – это моя судьба. Так уж сложилось. Хороший преподаватель должен уметь донести знания до учащихся. Это сложно. Для этого нужно очень много работать. Не всегда до студентов можно донести то, что необходимо, не всегда они воспринимают информацию, в том числе и по причине слабой общеобразовательной подготовки.
– За годы работы в университете у Вас было много учеников, Вы можете гордиться ими?
– Да. Я подготовил 8 кандидатов наук. Двое из них работают в Минске. Они пробовали преподавать здесь, но как-то не получилось: хотели большего и в моральном, и в материальном плане. А остальные ученики работают у нас в университете. Как же я могу ими не гордиться?!
– Что самое сложное в Вашей работе?
– Самое сложное – сделать знания востребованными у обучающихся. При этом, чтобы отдать знания, нужно постоянно совершенствоваться. Для этого преподавателю необходимо окружать себя учениками. Он должен постоянно работать с ними над серьезными проектами, и тогда его знания будут расти. Это лучше всего осуществить через подготовку магистрантов и аспирантов. Но не всем это дано, да и не все к этому стремятся.
– Чем Вы занимаетесь в свободное от работы время? У Вас есть хобби?
– У меня почти нет свободного времени. Я с одного письменного стола пересаживаюсь за другой. Что-то пишу, редактирую. За все время издано и переиздано (некоторые уже 3 издание претерпели) 45 книг. Некоторые из них написаны в соавторстве, другие – единолично. Жена говорит, что я ночую за столами. Но иногда мне хочется забыть обо всем и отдохнуть. Я живу в частном доме, там есть небольшой пруд, в котором водятся карасики. Я ловлю удочкой несколько карасиков, потом сам или моя четырехлетняя внучка, которая приезжает в гости, выпускает их назад. И на этом наша с ней рыбалка заканчивается. Мне нравится посидеть с удочкой вместе с маленькой девочкой. А еще у меня есть и взрослые внуки, которые уже работают и строят карьеры.
– В прошлом году Вы с супругой отметили золотую свадьбу. Как совмещать крепкую семью и успешную карьеру?
– Прежде всего, необходимо взаимопонимание между супругами. Нужно не противоречить друг другу, не требовать делать так, как тебе хочется, а чаще соглашаться. Я жене говорю: «Ну, хорошо, как скажете». И это не значит, что я обязательно сделал все так, как сказали, просто незачем лишний раз нервировать близкого человека.
– О чем Вы мечтаете? Какие цели Вы перед собой ставите?
– В моем возрасте нужно не сидеть и мечтать, а дерзать. Ведь жизнь – штука сложная. Два года назад я и мой ученик Алексей Михайлович Федоренко выпустили первую книгу двухтомника. Это учебное пособие по технологии машиностроения, в котором собраны определенные достижения в области механообработки и сборки. А сейчас перед нами стоит задача выпустить второй том. Мы уже заканчиваем его. Книга называется «Высокоэффективные технологии и оборудование современных производств». В этом томе студенты найдут полезную информацию в области современного производства. Написание учебных пособий – это непростое занятие. Поэтому мне хотелось бы передать свой опыт в этом деле молодым доцентам, которые готовы работать в первую очередь за идею. Именно этим я сейчас и занимаюсь.
близкого человека"
– Что самое приятное в Вашей работе?
– Трудно выделить что-то одно. Это такая работа, которую нужно любить всецело. А ловить просто моменты в этой работе сложно. Некоторые лекции получаются, и я доволен, некоторые не получаются, и я недоволен. Но мне очень нравится, когда меня понимает аудитория, спрашивает о чем-то, дискутирует со мной. Желаем Александру Алексеевичу крепкого здоровья, вдохновения, неиссякаемой энергии и дальнейших творческих успехов.
Автор: Ксения Труш